Кафедра вычислительной математики и математической физики
Кафедра математического моделирования /Специализация «Математическое моделирование»
Кафедра высшей математики и исследования операций/Специализация «Исследование операций и системный анализ»
Кафедра алгебры и дискретной математики
Кафедра информатики и вычислительного эксперимента
Кафедра теоретической и компьютерной гидроаэродинамики /Специализация «Обратные и некорректно поставленные задачи»
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Теоретико-игровые модели организационного управления | 9 | 68⁄0 зач/0 | 4(лек)/0 | Угольницкий Г.А. |
Имеет целью ознакомить студентов с основными моделями теории игр в нормальной форме, кооперативных и иерархических игр как средствами описания принятия решений в конфликтных ситуаций на примерах действий хозяйствующих субъектов рыночной экономики и политических субъектов демократического общества. Основная роль отводится трактовке принципов оптимальности для различных классов игр как способов принятия компромиссных, реализуемых на практике решений конфликтов с непротивоположными интересами. | ||||||
2 | с/к | Многопоточное программирование на JAVA | 9 | 34⁄0 зач/0 | 1(лек)1(лаб)/0 | Чердынцева М.И. |
Цель курса – знакомство с языком JAVA и основными принципами многопоточного программирования | ||||||
3 | с/к | Операционные системы | 8 | 68⁄0 экз/0 | 2(лек)2(лаб)/0 | Лебединская Е.Н. |
Цель курса – изучить архитектуру и принципы работы операционных систем, механизмы обеспечения взаимодействия пользователя с периферийными устройствами, получить практические навыки использования системных функций и прямого взаимодействия с портами периферийных устройств, навыки системного администрирования | ||||||
4 | с/к | Разработка и стандартизация программных средств | 9 | 34⁄0 зач/0 | 1(лек)1(лаб)/0 | Бойко В.В. |
Цель курса – ознакомление с современными методами и технологиями разработки программных средств с применением современных методов и стандартов и возможностью применения знаний в будущей профессиональной деятельности. | ||||||
5 | с/к | Моделирование динамических систем | 9 | 34⁄0 лек 34⁄0 лаб экз/0 зач/0 | 2(лек)2(лаб)/0 | Усов А.Б. |
Цель курса – ознакомление с основами моделирования динамических систем, основными понятиями математической теории устойчивости, первым и вторым методами Ляпунова исследования устойчивости, а также асимптотическим интегрированием динамических систем. | ||||||
6 | с/к | Основы теории управления и управление данными | 9 | 34⁄0 лек 34/0лаб экз/0зач/0 | 2(лек)2(лаб)/0 | Усов А.Б. |
Цель курса – знакомство студентов с основными понятиями математической теории управления, основными методами и подходами к управлению, видами организационных структур систем управления, а также с компьютерными системами поддержки принятия решений в системах управления. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Теория гидродинамической устойчивости | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Колесов В.В. |
В курсе излагаются основы современных асимптотических и численных методов исследования устойчивости и бифуркаций различных течений жидкости. Основное внимание уделяется компьютерному анализу поведения динамических систем, моделирующих гидродинамические течения. В качестве примеров подробно рассматриваются линейные и нелинейные задачи устойчивости конвективных движений в подогреваемом снизу плоском горизонтальном слое жидкости и течений жидкости в системах с цилиндрическими симметриями. | ||||||
2 | с/к | Теория бифуркаций для задач гидродинамики | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Моршнева И.В. |
В спецкурсе изучаются основные бифуркации, встречающиеся в задачах гидродинамики. Даются подходы и методы теории бифуркаций, которые применяются при исследовании возникновения новых режимов течений жидкости с изменением параметров задачи. | ||||||
3 | с/к | Линейные и нелинейные волны | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Жуков М.Ю. |
Спецкурс посвящен теории линейных и нелинейных волн, основанной на теории квазилинейных гиперболических уравнений. Рассмотрены метод характеристик, инварианты Римана, консервативные системы, потенциал, разрывные решения квазилинейных гиперболических уравнений. Кроме этого рассмотрены всевозможные приложения теории волн - задачи переноса примесей, хроматографии, электрофореза, задачи о волнах на мелкой воде, задачи взаимодействия волн. | ||||||
4 | л/с | Дополнительные главы теории гидродинамической устойчивости | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Овчинникова С.Н. |
В предлагаемом спецкурсе излагаются математические модели гидродинамики и исследуется устойчивость их решений. | ||||||
5 | л/с | Компьютерная поддержка задач финансовой математики | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Шлейкель А.Л. |
На примере создания реального прикладного решения показана структура различных объектов, их назначение и методика использования. Рассмотрены наиболее важные и часто используемые объекты конфигурации: константы, справочники, документы, регистры накоплений, регистры сведений, отчеты, макеты и пр. Освещены вопросы разработки печатных документов и применения построителя отчетов. | ||||||
6 | л/с | Процессы на фрактальных средах | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Прозоров О.А. |
Курс начинается с описания основных понятий дробной размерности и классических объектов теории фрактальных множеств, на простых примерах вводятся понятия систем итерирующих функций (СИФ), аттракторов этих систем. Рассматриваются простейшие алгоритмы расчета размерности множества. Программное обеспечение, необходимое для проведения занятий: MatLab, WaveLab, ChaosPro. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Математические модели гидродинамики кровообращения | 9 | 34÷0+34÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб) | Углич П.С. |
Целью данного курса являются знакомство студентов с основами динамики вязкой жидкости, с устройством кровеносной системы, и основными моделями, описывающими кровь и стенки кровеносных сосудов, а также исследование задач, моделирующих движение крови по сосудам. | ||||||
2 | с/к | Обратные задачи в биомеханике | 9 | 34÷0+17÷0 экз/0 | 2(лек)+1(лаб) | Явруян О.В. |
Целью данного курса является знакомство студентов с разными классами обратных задач в области биомеханики, изучение основных методов исследования обратных задач в математической физике и численными схемами при их реализации, а также исследование основных моделей биомеханики и решение модельных обратных задач. Задания, выдаваемые в ходе лабораторного практикума, способствуют приобретению студентами навыков работы с системами аналитических вычислений Мар1е и Махima, освоению методов решения некорректных и обратных задач. | ||||||
3 | с/к | Основы механики стенок кровеносных сосудов | 9 | 30÷0+30÷0 экз | 2(лек) +2(лаб) | Зубов Л.М. |
Спецкурс посвящен разделу биомеханики, связанному с изучением механических свойств стенок кровеносных сосудов. Спецкурс базируется на учебном курсе «Математическое моделирование в механике сплошной среды» и использует основные законы, принципы и математический аппарат современной механики континуума. Содержание курса отражает новейшие достижения мировой экспериментальной и теоретической науки о механическом поведении стенок артерий и других крупных кровеносных сосудов. Спецкурс является важным элементом подготовки специалистов по компьютерной биомеханике на современном уровне. Это обусловлено тем, что согласно последним исследованиям законы механики могут быть успешно использованы при изучении причин возникновения атеросклероза — главной причины смертности в цивилизованном мире. Основная цель курса состоит в систематизированном описании механических свойств артерий на базе континуальной теории упругости при больших деформациях, в постановке нелинейных краевых задач о напряженном состоянии стенок сосудов и разработке методов их решения. | ||||||
4 | с/к | Методы теории оболочек в биомеханике | 9 | 34÷0+34÷0 зач | 2(лек)+2(лаб) | Сафроненко В.Г. |
Спецкурс посвящен введению в теорию оболочек типа Кирхгофа-Лява, формулировке основной проблемы перехода от трехмерной задачи теории упругости к двумерной. Осуществлено ознакомление студентов с постановкой краевых задач теории оболочек, основными методами их решения и примерами решения некоторых задач. На основе теории представленных моделей оболочек рассматривается математическая модель операции по лечению отслойки сетчатки. Излагается биомеханическая модель развития отслоения сосудистой оболочки. Представлена задача построения модели развития глаукоматозной атрофии зрительного нерва. | ||||||
5 | с/к, с/л | Компьютерная биомеханика | 9 | 30÷0+30÷0 зач | 2(лек)+2(лаб) | Сухов Д.Ю. |
Целью данного курса является углубление знаний в области бескоординатного тензорного описания задач механики деформируемого твердого тела, приобретение студентами навыков уверенной работы с системами аналитических вычислений Maple и Maxima, более глубокое знакомство с их возможностями, в том числе новыми, знакомство с вычислительной системой Scilab, которое позволит студентам в дальнейшем использовать ее возможности при проведении самостоятельных научных исследований, расширение кругозора в области применения методов и концепций теории упругости к описанию явлений в биологических тканях и органах. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | c/к | Прикладная статистика | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Курбатова Н.В. |
Курс «Прикладная статистика» рассчитан на изучение теории и механизмов проведения статистической обработки данных. Освоение курса начинается первичным анализом основных статистик, изучением законов их распределения и статистических критериев оценки их величин. В рамках курса также изучаются регрессионные и дисперсионные модели, и элементы дискриминантного анализа. Выполняется серия индивидуальных заданий. | ||||||
2 | с/к | Нелинейные модели | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Наседкин А.В. |
Дисциплина “Нелинейные модели” предназначена для углубленного изучения разнообразных нелинейных физико-технических моделей и связанных физико-механических задач, конечно-элементных и гранично-элементных технологий решения сложных нелинейных задач математической физики, а также знакомства с современными конечно-элементными пакетами, предоставляющими возможности нелинейного конечно-элементного анализа. Тематика лекций и лабораторных работ включает следующие разделы: нелинейные модели в научно-технических задачах, численные методы решения нелинейных задач, конечно-элементное моделирование нелинейных задач, реализация и особенности решения нелинейных задач в современных конечно-элементных пакетах на примерах ANSYS и FlexPDE, задачи теории устойчивости, нелинейный структурный анализ, физически и геометрически нелинейные задачи, задачи теории пластичности, вязкоупругости, связанные физико-механические поля, контактные задачи, задачи гидроаэромеханики и тепломассопереноса. | ||||||
3 | с/к | Идентификация систем и моделей управления | 9 | 30(лек)+ 30(лаб)/0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Шевцов С.Н. |
В курсе изучаются современные концепции моделирования сложных систем, их идентификации, теоретические основы и практическая реализация средств синтеза и анализа систем управления, рассматриваются вычислительные аспекты используемых современных методов и изучаются соответствующие программные комплексы. Курс призван дать студенту представление о современных методах и средствах математического и физического моделирования сложных систем, преимущественно физических, технических и организационных, оптимизации их функциональных показателей, научить созданию и анализу моделей систем и процессов, дать навыки использования принятых в мировом инженерном сообществе программных средств математического моделирования для эффективного применения полученных знаний и умений в современных высокотехнологичных отраслях. | ||||||
4 | с/к | Численные методы линейной алгебры для разреженных матриц | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Еремеев В.А. |
Содержание курса состоит в изложении прямых и итерационных численных методах линейной алгебры и технологиях работы с разреженными матрицами. Содержание курса состоит из следующих элементов: • Элементы теории матриц (векторные и матричные нормы, типы матриц). | ||||||
5 | с/к | Обратные задачи | 9 | 30(лек)+30(лаб)/0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Соловьёв А.Н. |
Рассматриваются постановки, классификация и особенности обратных задач математической физики. Отдельное внимание уделяется обратным задачам теории упругости. Рассмотрены постановки и методы решения задач неразрушающего контроля. | ||||||
6 | л/с | Интернет технологии | 9 | 30(лек)+30(лаб)/0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Надолин Д.К. |
В курсе рассматриваются вопросы создания современных веб-приложений средствами Microsoft ASP.NET, а так же методики организации доступа и использования данных. Основными темами курса являются серверные и клиентские элементы управления, сервис-ориентированные архитектуры и веб-службы, вопросы параллельного доступа к РСУБД и методики тестирования веб-приложений. Практические занятия проходят в форме командной реализации мини-проектов веб-сайтов. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Дополнительные главы теории игр | 9 | 30/0+ 30⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 +2/0(лаб) | Зинченко А.Б. |
Данный курс предназначен для студентов и магистров, специализирующихся в области финансовой математики, читается в 9 семестре и знакомит с основными концепциями теории неантагонистических игр. Цель курса: дать студентам фундаментальные знания по теории игр, способствовать развитию навыков стратегического мышления, научить строить математические модели конфликтных ситуаций, в которых интересы участников не являются строго антагонистическими, но и не совпадают полностью. Изучаются игры с трансферабельной и нетрансферабельной полезностью, структурированные игры, а также дискретные игры. Приводятся специальные свойства частных классов игр: супераддитивных, квазивыпуклых, k-выпуклых, выпуклых, простых, сбалансированных, полностью сбалансированных, игр с постоянной суммой. Затрагиваются вопросы их геометрической интерпретации. Рассматриваются концепции С – ядра, СС-ядра, D-ядра, двойственного ядра, N-ядра , NM-решения, значения Шепли, консенсус-решения, эгалитарного решения для выпуклых игр, {tex}\tau{/tex}-значения для квазивыпуклых игр. Приводятся условия существования решений.. | ||||||
2 | с/к | Нечеткие экспертные и ситуационные системы | 9 | 30/0+ 30⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 +2/0(лаб) | Сантылова Л.И. |
Данный курс является продолжением с\к «Математическое моделирование на основе теории нечетких множеств», читаемого для студентов 3-го курса. В этом курсе находит дальнейшее развитие понятие нечеткого отношения через введение нечеткой рефлексивности, нечеткой симметрии, антисимметрии и т.п. В результате вводятся отношения нечеткой эквивалентности, нечеткой толерантности, нечеткого порядка. Рассматривается понятие нечеткой ситуации как нечеткого множества более высокого уровня, и вниманию студентов предлагаются ситуационные системы вида: «Ситуация-действие» и «Ситуация — стратегия управления — действие». Нечеткие высказывания, правила нечеткого логического вывода, различные системы нечетких высказываний составляют вторую половину с\к, которая имеет целью, изучение различных нечетко-множественных экспертных систем. | ||||||
3 | с/к | Дополнительные главы исследования операций | 9 | 30/0+ 30⁄0 экз/0 | 2(лек)/0 +2/0(лаб) | Землянухина Л.Н. |
В курсе рассматриваются вопросы, связанные с разработкой генетических алгоритмов и их применение для решения некоторых задач оптимизации на графах: задача разбиения графа, задача коммивояжера, задача раскраски. Кроме того, в курсе рассматриваются задачи стохастического программирования и методы их решения на базе генетического алгоритма. | ||||||
4 | л/с | Деловая игра «Программная поддержка управленческих решений» | 9 | 120⁄0 зач/0 | 8(лаб)/0 | Гусаков С.В. |
Основная цель курса заключается в приобретении студентами навыков коллективной разработки программного обеспечения для поддержки управленческих решений. Лабораторные занятия по курсу проводятся в виде деловой игры ролевого типа. С этой целью формируются рабочие группы, состоящие из четырех, пяти студентов, между членами группы распределяются роли (руководитель группы, системный аналитик, программист, специалист по методам оптимизации, принятию решений, базам данных). Каждая рабочая группа коллективно разрабатывает программный продукт для решения прикладной оптимизационной задачи на одну из заданных тем. | ||||||
5 | л/с | Современное программное обеспечение | 9 | 30/0+ 30⁄0 зач/0 | 2(лек)/0 +2/0(лаб) | Гусаков С.В. |
Основная цель курса — ознакомить студентов с современным программным обеспечением, предназначенным для поддержки принятия решений. В курсе рассматриваются системы поддержки принятия решений (СППР), основанные на различных методах учета предпочтений лица принимающего решение, способах оценки и сравнения альтернатив в слабоструктурированных и неструктурированных задачах. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Модели защиты информации | 9 | 30⁄30 экз/0 | 2(лек)/2(лаб) | Деундяк В.М./ Мкртичян В.В. |
Цель курса – изучение основ теории и практики комплексных моделей защиты информации от НСД и помех и современных криптографических методов. Рассматривается общая схема передачи конфиденциальной информации по дискретному зашумленному каналу передачи данных. В случаях полного и частичного перехвата строятся различные модели защиты. Изучается математическая модель канала Вайнера с частичным перехватом и возможные способы ее реализации. Рассматриваются модели защиты информации на основе блочных криптосистем (в том числе AES) и эллиптической криптографии. Изучаются возможности организации ЭЦП. Строится схема специального широковещательного шифрования. | ||||||
2 | с/к | Основы финансовой математики | 9 | 30⁄30 экз/0 | 2(лек)/2(лаб) | Кудрявцев О.Е. |
Быстрое развитие финансового сектора сделало необходимым внедрение математических моделей в эту область. На стыке науки о финансах и математики сформировалась такая наука, как финансовая математика, объектом исследования которой являются финансовые операции. Центральным разделом финансовой математики является теория ценообразования производных финансовых инструментов (опционов). Специальный курс «Основы финансовой математики» изучается в 8 и 9 семестрах студентами отделения прикладной математики факультета математики, механики и компьютерных наук, специализирующихся на кафедре АиДМ, и опирается на знания, полученные в курсах «Теория вероятностей и математическая статистика», «Математический анализ», «Уравнения математической физики». Цель изучения дисциплины — овладение методами решения стандартных задач ценообразования опционов в различных моделях финансовых рынков. Первая часть специального курса посвящена классической теории финансовых рынков, включающей в себя дискретные модели и модель Блэка-Шоулса. В этом разделе студенты изучают биномиальную модель, знакомятся с основами стохастического интегрирования, узнают о знаменитой формуле Блэка-Шоулса. Первая часть курса завершается экзаменом. С конца прошлого века выделился определенный класс более реалистичных негауссовских процессов Леви, обобщающих модель Блэка-Шоулса. Преимуществом новых моделей является с одной стороны возможность моделирования скачков цены акции, с другой более реальная оценка рисков. Вторая часть специального курса изучает современные методы решения задач ценообразования европейских, барьерных, цифровых и американских опционов в моделях Леви. | ||||||
3 | с/л | Микропрограммирование | 9 | 30⁄30 зач/0 | 2(лек)/2(лаб) | Маевский А.Э. |
Цель курса – рассмотрение работы вычислительных систем с точки зрения составляющих их частей. В курсе рассматриваются основные способы организации вычислительных микропроцессоров с точки зрения решаемых задач, методы построения специализированных микропроцессоров на основе программируемых логических интегральных схем (ПЛИС). Приводится обзор языков описаний устройств VHDL, Verilog. Лабораторные занятия посвящены изучению языка ассемблера семейства процессоров х86. | ||||||
4 | с/к | Программная инженерия | 9 | 30⁄30 зач/0 | 2(лек)/2(лаб) | Адигеев М.Г. |
Цель и задачи курса: ознакомить студентов с современными методиками, применяемыми при индустриальной разработке программного обеспечения. В результате прохождения курса студенты приобретут представление о жизненном цикле программного продукта (ПП), технологиях и инструментах, применяемых на каждом этапе разработки ПП, освоить базовые понятия и принципы проектного менеджмента. Полученные знания и навыки позволят выпускникам факультета математики, механики и компьютерных наук быстрее вливаться в команды разработки ПО и успешнее строить карьеру в софтверном бизнесе. | ||||||
5 | с/к | Параллельные вычисления | 9 | 30⁄30 экз/0 | 2(лек)/2(лаб) | Штейнберг Б.Я. |
Спецкурс предназначен для развития у студентов представлений о многообразии параллельных вычислительных архитектур и параллельных алгоритмов. В спецкурсе изучаются параллельные вычислительные архитектуры, коммуникационные устройства, рассматриваются задачи моделирования различных параллельных процессов с помощью сетей Петри. Рассматриваются информационные зависимости в программах и эквивалентные преобразования программ. Изучается влияние информационных зависимостей на распараллеливание на различные параллельные вычислительные архитектуры: MIMD, SIMD, конвейерные. По теме «Эквивалентные преобразования программ» разработаны тесты. | ||||||
6 | с/к | Архитектура компьютеров | 9 | 30⁄30 зач/0 | 2(лек)/2(лаб) | Козак А.В. |
В курсе рассматриваются x86 совместимые персональные компьютеры. Подробно описываются архитектура Intel Core, широко используемая в современных процессорах, приходящая ей на смену архитектура Nehalem и конкурирующая архитектура AMD K10. Большое внимание уделяется физической реализации архитектур. Подробно изучаются основные компоненты ПК: материнские платы, процессоры, оперативная память, графическая подсистема, устройства хранения информации и периферия. Особое внимание уделяется проблемам сохранности информации и ее восстановления. Цель курса – дать теоретические основы устройства персонального компьютера и практические рекомендации по выбору платформы, эксплуатации и ремонту ПК. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Модели защиты информации | 9 | 30⁄30 экз/0 | 2(лек)/2(лаб) | Деундяк В.М./ Косолапов Ю.В. |
Цель курса – изучение основ теории и практики комплексных моделей защиты информации от НСД и помех и современных криптографических методов. Рассматривается общая схема передачи конфиденциальной информации по дискретному зашумленному каналу передачи данных. В случаях полного и частичного перехвата строятся различные модели защиты. Изучается математическая модель канала Вайнера с частичным перехватом и возможные способы ее реализации. Рассматриваются модели защиты информации на основе блочных криптосистем (в том числе AES) и эллиптической криптографии. Изучаются возможности организации ЭЦП. Строится схема специального широковещательного шифрования. | ||||||
2 | с/к | Программная инженерия | 9 | 30⁄30 экз/0 | 2(лек)/2(лаб) | Адигеев М.Г. |
Цель и задачи курса: ознакомить студентов с современными методиками, применяемыми при индустриальной разработке программного обеспечения. В результате прохождения курса студенты приобретут представление о жизненном цикле программного продукта (ПП), технологиях и инструментах, применяемых на каждом этапе разработки ПП, освоить базовые понятия и принципы проектного менеджмента. Полученные знания и навыки позволят выпускникам факультета математики, механики и компьютерных наук быстрее вливаться в команды разработки ПО и успешнее строить карьеру в софтверном бизнесе. Курс включает в себя следующие разделы: | ||||||
3 | с/к | Архитектура компьютеров | 9 | 30⁄30 зач/0 | 2(лек)/2(лаб) | Козак А.В. |
В курсе рассматриваются x86 совместимые персональные компьютеры. Подробно описываются архитектура Intel Core, широко используемая в современных процессорах, приходящая ей на смену архитектура Nehalem и конкурирующая архитектура AMD K10. Большое внимание уделяется физической реализации архитектур. Подробно изучаются основные компоненты ПК: материнские платы, процессоры, оперативная память, графическая подсистема, устройства хранения информации и периферия. Особое внимание уделяется проблемам сохранности информации и ее восстановления. Цель курса – дать теоретические основы устройства персонального компьютера и практические рекомендации по выбору платформы, эксплуатации и ремонту ПК. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Программирование в среде Windows | 9 | 60 зач | 2 (лек) + 2 (лаб) | Нестеренко В.А. |
Спецкурс посвящен созданию приложений в операционной системе Windows. В рамках данного курса рассматривается общая архитектура приложений в среде Windows и основные принципы взаимодействия приложения с окружающей средой (операционной системой, внешними устройствами и другими приложениями). В спецкурсе используется язык программирования C/C++, среда разработки не фиксирована: Visual Studio, Code Blocks, Eclipse и т.п. Базовыми элементами для создаваемых приложений являются API функции системы Windows. По содержанию спецкурс состоит из следующих тем: Общая структура оконного приложения Windows; Очередь сообщений, типы сообщений, обработка сообщений; Управление очередью сообщений. Графический контекст; Битовая карта, перерисовка изображений, BMP — основной графический формат Windows, аппаратно-независимый растр; Захват изображения с экрана; Работа с файлами, файлы отображаемые в память; Анимация изображений; Элементы управления. Процессы и потоки исполнения, синхронизация потоков; Система сокетов, создание сетевых приложений; Методы защиты информации в ОС Windows. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | л/с | Проектирование информационных систем | 9 | 60 зач | 2 (лек) + 2 (лаб) | Заставной Д.А. |
Главной задачей данного курса является изучение студентами основных принципов, подходов и существующих технологий разработки программного обеспечения в промышленных масштабах, применяемых в настоящее время. Основное внимание уделяется таким важным аспектам, недостаточно затрагиваемым в общих курсах, как управление программными проектами и проектирование основных процессов создания ПО. Также в курсе затрагивается проектирование баз данных. Наряду с изучением теоретических концепций, при освоении курса студенты так же получаю практические навыки их применения, включая использование средств автоматизации (CASE-систем) разработки ПО. В курсе рассмотрены следующие основные темы. К изучаемому теоретическому материалу относятся: процессы и этапы разработки ПО, модели жизненного цикла, методы сбора функциональных требований, методика оценки сложности ПО и трудозатрат, управление рисками, и др. В практической части курса рассматривается построение и применение ER-диаграмм и языка UML при создании информационных систем. | ||||||
2 | с/к | Базы данных | 9 | 60 | 2 (лек) + 2 (лаб) | Дружинина И.Д. |
Лекционный курс посвящен изложению вопросов обеспечения целостности реляционных баз данных, стратегий ее поддержания. В курсе изучаются декларативные и процедурные средства обеспечения целостности БД, проблемы параллельной работы транзакций в многопользовательских приложениях и методы разрешения конфликтов. В курсе рассматриваются вопросы восстановления данных, методы протоколирования работы пользователей, а также содержится краткое изложение основ языка SQL. Практические занятия нацелены на то, чтобы студенты научились обеспечивать целостность баз данных средствами SQL, приобрели навыки написания триггеров, на практике освоили методы обеспечения параллелизма в работе транзакций. Все примеры реализуются в среде MS SQL-Server. | ||||||
3 | с/к | Web/XML технологии | 9 | 75 экз | 2 (лек) + 3 (лаб) | Савельев В.А. |
Спецкурс посвящен web программированию в среде популярных серверов Apcahe и Tomcat. В начале дается введение в CGI-программирование, сообщаются начальные сведения для создания сервлетов и JSP, рассматриваются принципы программирования на стороне клиента: язык программирования JavaScript, приемы программирования и отладки. Далее изучается язык XML и семейство связанных с ним технологий. Рассматриваются: работа с SAX-парсерами, DOM, использование XSLT, некоторые популярные приложения XML. Также рассматриваются общие принципы и примеры реализации веб-сервисов, использующих язык XML. Кроме того, дается понятие о быстро развивающейся технологии AJAX. | ||||||
4 | с/к | СУБД Oracle | 9 | 120 зач + экз | 4 (лек) + 4 (лаб) | Махно В.В. |
Введение и выбор данных с использованием команды Select языка SQL. Ограничение и сортировка выходных данных, использование однострочных функций для получения требуемых выходных данных, агрегирование данных с помощью групповых функций. Выборка данных из нескольких таблиц и использование подзапросов. Использование операторов над множествами. Выборка данных из нескольких таблиц и использование подзапросов. Манипулирование данными. Использование команд языка определения данных (data definition language DDL) для создания и управления таблицами. | ||||||
5 | с/к | Функциональное программирование | 9 | 45 зач | 2 (лек) + 1 (лаб) | Ячменева Н.Н. |
Основные понятия функционального программирования. Основные компоненты функционального языка программирования. Синтаксис языка LISP. Списки — основные структура данных языка LISP. Предопределенные атомы и базовый набор функций языка LISP. Определение новых функций. Примеры реализации проектов: Символьное дифференцирование. Анализ размерностей. Представление множеств. Ханойские башни. Функции высших порядков. Ламбда выражение. Реализация множеств, списков и массивов в виде функций. Функциональное представление логических и числовых данных. |
№ п.п. | Тип | Название дисциплины | Семестр | Часы и отчетность | Часов в неделю | Ф.И.О. преподавателя |
1 | с/к | Некорректные задачи вычислительных технологий | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Батищев В.А. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными методами решения различных некорректно поставленных задач. Среди них есть задачи, относящиеся как к классическим разделам математики, так и к различным классам важных прикладных задач. Это задачи решения линейных интегральных уравнений первого рода, задачи суммирования рядов Фурье, коэффициенты которых известны приближенно, задачи оптимального управления, решение вырожденных и плохо обусловленных систем линейных алгебраических уравнений и решение других важных прикладных проблем. | ||||||
2 | с/к | Обратные задачи моделирования экономики | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Сметанин Б.И. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными подходами к построению экономико-математических моделей, их анализом, проведением вычислительных экспериментов и исследованием полученных результатов. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения прямых и обратных задач в рамках указанных моделей. Курс расширяет понятие экономических задач: в число таких задач, рассматриваемых на предприятиях с целью получения максимальной прибыли, входят также задачи оптимального проектирования инженерных конструкций, решаемые с использованием методов механики сплошной среды. | ||||||
3 | с/к | Современные численные методы в механике жидкости | 9 | 30÷0+30÷0 экз/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Сумбатян М.А. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями в распространении акустических волн. В задачи курса входит выработка у студентов навыков практического решения уравнений и задач, в том числе, с использованием компьютера. | ||||||
4 | л/с | Актуальные проблемы прикладной математики | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Батищев В.А. |
Цели и задачи семинара – ввести студентов в круг вопросов современной прикладной математики, которые находят широкое применение при решении задач окружающей среды, экономических и экологических процессов, современной криптографии, изучить математические модели и методы решения прикладных задач. | ||||||
5 | л/с | Метод граничных интегральных уравнений | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Сметанин Б.И. |
Целью курса является ознакомление студентов с основными понятиями, законами и теориями численно-аналитических методов решения граничных интегральных уравнений. В задачу курса входит выработка у студентов навыков решения уравнений и задач в рамках указанных моделей. | ||||||
6 | л/с | Численное решение задач прикладной математики | 9 | 30÷0+30÷0 зач/0 | 2(лек)+2(лаб)/0 | Батищев В.А. |
Комплексная цель курса лекций – овладение студентами численными методами, которые применяются при решении краевых задач для систем линейных и нелинейных дифференциальных уравнений. Эти задачи возникают при расчетах передачи тепла, распределения примеси, потоков вязкой жидкости при ламинарном или турбулентном режимах, конвекции и т.п. В курсе подробно рассматриваются метод конечных элементов, метод конечных объемов, спектральные методы и другие методы взвешенных невязок. В результате дискретизации нелинейных и линейных уравнений возникает необходимость решения систем линейных алгебраических уравнений. Для этих систем описываются прямые и итерационные методы их решения, такие как релаксация, метод Гаусса-Зейделя и др. Приводятся явные и неявные схемы для расчетов с помощью конечных разностей. Приводятся примеры расчетов вязких нестационарных потоков жидкости, решаются задачи биогидродинамики. Студенты приобретают навыки, которые необходимы для работы в высокотехнологических областях знаний. Полученные знания служат базой для дальнейшего развития численных моделей с широким использованием компьютерных технологий. Курс рассчитан на 30 часов лекций и 30 часов практических занятий. |
Карякин Михаил Игоревич