Михаил Бочев, выпускник мехмата 1993

Категория: Интервью
Обновлено: 23.03.2015 08:25

Михаил Бочев, выпускник мехмата 1993 года

В настоящее время работает доцентом кафедры численного анализа и вычислительной механики Uni­ver­sity of Twente (Нидерланды). Любимые предметы на мехмате: линейная алгебра и аналитическая геометрия, дифференциальные уравнения, курс теории вероятностей.

Расскажите, как у вас появилась идея поступить на мехмат?

Когда я был в старших классах, меня стал очень интересовать прикладной аспект математики. Например, меня поразило, что математические знания можно применять в такой важной отрасли экономики как нефте– и газодобыча, что можно моделировать эти процессы математически. Об это рассказывал друг нашей семьи, и меня очень вдохновили его рассказы.

Ваши первые дни на мехмате: какие были впечатления?

Просто сказочные! Мы попали в особый мир! И первые недели занятий с приближением каждой новой лекции ждали: что же нам сейчас расскажут? Это был просто праздник.

В последствии учеба на мехмате оказалась сложной, требовались напряжение и концентрация. Однако очень быстро пришло ощущение, что все это не зря. Мы видели результаты наших усилий и испытывали огромное чувство удовлетворения.

Знания, полученные на мехмате, помогают Вам в карьере? Могли бы привести пример.

Это происходит каждый день. Но я работаю как математик. Однако, могу сказать, что и выпускники мехмата, которые работают не как математики, и даже не как программисты, используют свои знания каждый день. Могу привести такой пример. Один раз я присутствовал на лекции в одном европейском университете. У присутствующих возникла необходимость написать одну из формул. Никто ее не знал. Получилось так, что я произнес эту формулу на память. И вдруг увидел на лицах собравшихся огромное удивление. Но для выпускника мехмата это всего лишь формула из обычной программы, нас этому учили.

Многие знания, полученные на мехмате, могут быть необходимы не непосредственно, а косвенно. Я как-​то читал интервью с академиком Моисеевым. Когда-​то он работал и на мехмате в Ростове, а потом уехал в Москву. И в начале 60-​х годов начались дискуссии о том, что вообще надо преподавать студентам в вузах, потому что в то время в математике, физике, в науке вообще, появлялось много новых направлений, например кибернетика. Тогда заведующий кафедрой, где работал Моисеев, известный математик Понтрягин сказал примерно следующее: «Мы просто не знаем, что нужно читать студентам, потому что мы живем в то время, когда так быстро развиваются знания, меняется человеческая деятельность. Поэтому надо читать классику».

Мне кажется, что знания, которые сегодня даются на мехмате, этот сплав классики и тех знаний, которые могут оказаться непосредственно полезными. И это очень важно. На Западе мне зачастую приходится слышать жалобы профессоров информатики о том, что их студенты не знают математики и в результате затрудняются с решением многих важных задач.

Ваши любимые предметы на мехмате?

Нелюбимых практически не было, но я бы назвал три самых любимых.
Это курс линейной алгебры и аналитической геометрии Анатолия Всеволодовича Козака. Мне понравились эти лекции безупречной аккуратностью и математической строгостью. Очень нравился курс дифференциальных уравнений, который читал Александр Александрович Есипов. Лекции этого преподавателя иногда были похожи на прекрасные театральные монологи. Также запомнился курс теории вероятностей, который читал Михаил Михайлович Драгилев. Каждая его лекция была особым явлением, ее можно было передавать по радио в прямой трансляции — не было ни одной неточности, ни одной оговорки.

На мехмате всегда было и есть очень много хороших преподавателей, могу это сказать, так как сам сейчас преподаю и побывал во многих вузах России и зарубежья. Каждая лекция — это было особое явление!

Говорят, студенты мехмата умеют не только учиться, но и хорошо отдыхать?

Да действительно, у нас была очень насыщенная студенческая жизнь. И мне кажется, это было следствием того, что и учебная нагрузка была довольно серьезной. Мы много занимались математикой, и нам было просто необходимо заниматься чем-​то еще. Мы писали стихи, слушали музыку, многие участвовали в легендарном ТИММе (Театре интермедии мехмата). Вспоминаются знаменитые первоапрельские конференции, а также наши сатирические «боевые» листки, которые выпускались нами в лагерях военки. Жизнь кипела на полную катушку, все время что-​то происходило. Мехматовцы были также очень активными спортсменами.

Если бы можно было повернуть время вспять, стали бы вы снова поступать на мехмат?

Конечно. И я бы советовал свои детям это сделать. Многие родители боятся того, что на мехмате учиться сложно. Но я хотел бы сказать, что все усилия студентов потом возвращаются в многократном размере. Для молодого человека всегда хорошо — когда ему не хватает времени, его жизнь насыщена, всегда есть чем заняться. Это всегда стимул к освоению все новых и новых рубежей. Ведь не зря на мехмате всегда была активная жизнь во всех отношениях — и учебная, и культурная и спортивная! Выражаясь молодежным языком, можно сказать, что учиться на мехмате — это круто.

Беседовала Екатерина Струкова

{jumi[*5]}